С древнейших времен известна ручная роспись по
ткани - батик в Японии, Китае, Египте и Африке, но поразительного художественного
совершенства и самобытности это искусство достигло на Яве.
Время зарождения батика в Индонезии до сих пор остается предметом
дискуссий. Некоторые ученые относят возникновение этой техники к первым
векам н.э., другие склоняются к иной дате - 14 веку, времени возникновения прибора
при помощи которого наносится рисунок на ткань растопленным воском
(резервом). С этого времени техника горячего батика стала на Яве практически
повсеместна. Но наиболее древние центры расположены в окрестностях
Суракарты, где изготавливают самые красивые и дорогие батики. Их отличает
особое колористическое благородство.
Прежде всего поражает богатство и разнообразие узоров. Узоров насчитывается
более десяти тысяч, причем многие из них очень древнего происхождения.
И все же при таком обилии рисунков их можно классифицировать в три основные группы.
Это - геометрические, растительные, фигуративные и иные изобразительные
мотивы. Многие старинные орнаменты, являют собой древние представления яванцев о
мире. Наиболее интересны всевозможные мифологические изображения: будь то "Корабль
мертвых", "Древо жизни", "Крылатый храм".
Весь мир восхищается батиками Индонезии, а для самих индонезийцев это
такая же обычная вещь, как наша самая рядовая одежда. Ведь батик всего лишь
традиционная одежда жителей многочисленных островов Индонезии. Причем носят ее
как мужчины, так и женщины, в виде достаточно длинной юбки.
Не сшитую одежду именуют здесь "каин-батик", а прошитое полотно с одного бока и
напоминающее юбку - "саронг".
Само же слово"батик"- яванского происхождения, что в переводе означает
"рисование горячим воском".